Яна Хохлова: «Я делаю все возможное»

Любовь ребенка к спорту начинается с тренера. Именно он своим примером, своей любовью к детям и к работе, интересными занятиями показывает маленькому спортсмену, что спорт – занятие хоть и тяжелое, но приятное и нужное. Такими принципами руководствуются и специалисты Центра фигурного катания Алексея Ягудина. Воспитанников центра тренируют люди, которые не понаслышке знают, что значит быть спортсменом-фигуристом. Яна Хохлова – чемпионка Европы, призер чемпионата мира в танцах на льду, рассказала, как проходит работа в Центре фигурного катания Алексея Ягудина, как найти контакт с детьми и еще много интересного.

— Яна, поделитесь пожалуйста впечатлениями от работы в Центре фигурного катания Алексея Ягудина?

— Я рада, дети интересуются фигурным катанием и продолжают приходить в центр. У некоторых за два месяца заметен прогресс. Причем прогрессируют как старшие ребята, так и те, кто только начинает делать первые шаги на льду. Они два месяца назад первый раз стали на коньки, а сегодня уже могут выполнить некоторые элементы фигурного катания. И очень отрадно, что у нас много совсем маленьких деток.

— Перед началом занятий фигурным катанием у ребенка должен быть определенный уровень физической подготовки или достаточно отсутствия противопоказаний?

Отсутствие противопоказаний очень важно. Иногда, исходя из состояния здоровья ребенка, врачи сами рекомендуют заниматься фигурным катанием. Со временем у детей улучшается физическая форма, укрепляются кости, формируется хороший, красивый мышечный скелет. В здоровом теле – здоровый дух, эту пословицу еще никто не отменял. Мы обращаем внимание на физические данные. Но часто бывает, что из ребенка со средними данными, но очень целеустремлённого и увлеченного вырастает чемпион.

— А можно ли в таком маленьком возрасте определить, если ли у ребенка будущее в фигурном катании?

Если говорить о первом годе обучения и спортивных базовых характеристиках, важно обратить внимание на телосложение и растяжку. На этом этапе можно предположить получится ли из ребенка фигурист. Более понятно становится спустя 2-3 года, когда следишь, как ребенок растет, что ему удается лучше, а что хуже. Большое значение имеет наследственность, поэтому, когда принимаем ребенка, смотрим и на родителей.

— Яна, какое участие в рабочем процессе должны принимать родители ваших подопечных? Бытует мнение, что лучше родители – те, которых тренер не знает.

Это чистая правда. Приводя ребенка к тренеру, родитель должен полностью доверять специалисту. На льду главный авторитет для ребенка – тренер. К сожалению или к счастью, в фигурном катании дети быстро становятся самостоятельными и в некоторых моментах они должны сами за себя отвечать. Многие родители хотят подтолкнуть, направить ребенка, но в нашем виде спорта важна дисциплина, которая прививается с раннего возраста. Ребенок должен понимать, что главный здесь тренер и слушать только его. А когда за бортиком стоят родители, внимание будет переключаться на них и пользы от тренировки будет меньше. Родители должны помогать тренировочному процессу так, как это нужно специалисту. Как минимум, объяснить, что нужно слушать тренера и доверять ему.

— Во время занятий в центре на трибунах достаточно много родителей…

Да, поначалу родители присутствовали на каждой тренировке. Но затем мы тренерским составом посоветовались и решили, что нужно приучать детей к самостоятельности. Теперь родители присутствуют только на открытых уроках, которые периодически проводятся. В основном тренировочный процесс в нашем центре – это тренер и ребенок один на один.

— Часто ли вы сталкивались с тем, что родители приводят детей в спорт, пытаясь реализовать свои амбиции? Как с этим бороться?

— Бороться, к сожалению, с этим нельзя. Ведь не будешь работать еще и с родителями. Они привели ребенка на тренировку, соответственно они доверяют тренеру, который тоже не должен реализовывать свои амбиции через ребенка или всю группу. Тренер и родитель – лишь проводники, которые помогают маленькому спортсмену осуществить желаемое. Тренер выстраивает процесс так, чтобы ребенку было комфортно работать, вкладывает свои силы. А родители дома могут говорить о бездарности и ругать ребенка. В таком случае они мешают специалисту и тогда нужно решать проблему. Но это, как правило, бывает на более высоком уровне. В работе с детьми родители скорее больше помогают. Но в любом возрасте мама и папа должны прислушиваться к своему ребенку и во всем его поддерживать.

— Не рано ли из трёхлетнего ребенка делать спортсмена? 

— Три года – средний возраст для начала занятий фигурным катанием. В подготовке таких деток должен быть баланс. Важно не передавить и не вызвать у него отвращение к виду спорта, чтобы малыш не воспринимал как наказание. Необходимо строить тренировочный процесс в виде игры, применять яркие картинки, игрушки. И, конечно, никак без знаний детской психологии и педагогики.

— Понимание детской психологии к вам пришло само или понадобилась специальная литература?

— Все в комплексе. Конечно, я читала книги по психологии и педагогике. Многое приходит с опытом. Теория – вещь нужная, но без практики она ничего не значит. Можно миллион книг прочитать, но они так и останутся на уровне знаний. А если постоянно их прорабатывать и применять на практике, будет результат. Хотя поколения меняются, дети другие и под каждого нужно подстраиваться индивидуально.

— Чем отличаются дети, с которыми вы работаете сейчас, от детей 5 лет назад?

— Пускай отличия и не глобальные, но они есть. Это связано с развитием технологий, которые влияют на интересы детей. Поменялся уровень жизни, сейчас каждого второго ребенка привозят на машине. Разный уровень самостоятельности, разные увлечения. Это не хорошо и не плохо, это данность, которую нужно принять.

— Яна, расскажите пожалуйста, как привить детям любовь к спорту и научить их работать на каждой тренировке?

У нас в центре много детей, которые сами с удовольствием бегут на тренировки. И я такая же была. Для этого необходим спортивный характер, постоянная жажда обучения. А как привить? Сделать тренировки разнообразными и интересными. Малыши неосознанно отвлекаются на тренировках и нужно их максимально увлечь. В этом случае необходимо больше игровых элементов. У детей постарше, кроме льда, плотный график занятий актерским мастерством, хореографией, общей физической подготовкой. И мы постоянно меняем задания, чтобы им было интересно приходить на тренировки, не зная, что ждет сегодня. Это как испытание для самого себя. Здорово, что тренеры нашего большого коллектива по-своему могут увлечь детей.

— А тренерский пример при этом насколько важен?

Личный пример тренера всегда очень важен, дети считывают с него информацию. Я считаю, что тренер должен быть, в первую очередь, визуальным примером и не только объяснять, но и показывать. Для детей постарше имеют значение спортивные достижения. Хорошо, если родители дома об этом напоминают, тогда у детей больше энтузиазма идти на тренировку. Когда приезжает Алексей Ягудин, все дети ходят с широко раскрытыми глазами. У них сразу повышается сосредоточенность, начинают больше стараться.

— Яна, почему после окончания вашей спортивной карьеры вы решили стать именно детским тренером?

Если быть честной, я никогда не хотела быть тренером и говорила, что тренировать точно не буду. Оно как-то само собой получилось и я не выбирала, кого тренировать. В каждом возрасте есть свои особенности, которые я ценю. И с каждым возрастом можно набраться опыта. Закончив спортивную карьеру, можно сразу начать тренировать сборную, но на мой взгляд, может навредить отсутствие тренерского опыта. Мне нравится видеть прогресс, я люблю работать на результат. Когда берешь маленького ребенка и доводишь его до успеха, испытываешь моральное удовлетворение от плодов собственной работы.

— Лично вам комфортнее работать с совсем малышами или с детьми постарше?

— Мне не важен возраст. У меня были и взрослые любители, и подростки, и совсем дети. В каждом возрасте свои прелести. Дети же чистые, у них только формируется характер и с ними просто наладить эмоциональный контакт. Они открытые, очень легко подарить им радость и получить ее обратно. С подростками другая специфика, там уже проявляется характер, есть свои взгляды. С ними больше мозговой деятельности, работы над мотивацией. В более старшем возрасте попадаются уже опытные спортсмены и глобально новому их уже не научишь.  Но можно помочь правильно настроиться, зарядить нужным настроением.

— Есть ли у вас тренерская мечта?

— Как и в спорте определенной «голубой мечты» у меня нет. Все получается само собой, и судя по отзывам, получается хорошо. Во время спортивной карьеры, я даже не мечтала об олимпийской медали. Все прикладывали усилия, чтобы получить результат. Так и в тренерской деятельности. Я очень ответственная и если за что-то берусь, то довожу дело до конца или не берусь вообще. Я стараюсь делать все возможное.

— Яна, можете ли вы отметить особенность, которая выделяет вас как тренера?

— Я очень улыбчивая, а дети очень любят позитивный настрой. Я уверена, что с детьми нужно быть всегда на позитиве.